Действенные меры по сдерживанию афганской границы

16.07.2019
16.07.2019 • Игорь Демченко, эксперт Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности Владимир Попов, шеф-редактор общественно-политического издания «Союзники. ОДКБ»

Фото onsmi.ru

Оговоримся сразу: международный терроризм в современном его состоянии по-прежнему остается одной из наиболее опасных глобальных угроз. Зона ответственности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – не исключение.

Казалось бы, и в Сирии, и в Ираке «Исламское государство», «Аль-Каида» (запрещены в РФ) и связанные с ними вооруженные террористические группировки понесли серьезные потери, но мы, тем не менее, говорим о серьезной угрозе, по-прежнему исходящей от этих международных террористических структур.

Почему?

Дело в том, что было бы ошибочно недооценивать способность современных террористов, образно говоря, мимикрировать, достаточно быстро приспосабливаться к меняющейся обстановке. Так, когда стало ясно, что упомянутые террористические структуры терпят поражение на Ближнем Востоке, их лидеры немедленно принялись реорганизовывать систему управления и координации своих групп и отрядов. При этом основной упор был сделан на, образно говоря, натаскивание боевиков в вопросах пропаганды экстремистской идеологии и вербовки новобранцев, сбора финансовых средств или иного ресурсного обеспечения, а также создания подразделений, отвечающих за подготовку и проведение терактов.

Одним словом, был разработан довольно неглупый план реорганизации сил и средств по сетевому принципу. Как говорят эксперты, на практике это означает четкое, согласованное, а не хаотичное перемещение взаимосвязанных и автономных игиловских ячеек из регионов Ближнего Востока в страны Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии. Попутно заметим, что иностранные боевики-террористы не испытывают особых затруднений при проникновении в страны дальнейшего пребывания, поскольку они в основном используют, по сути, легальные каналы трудовой и гуманитарной миграции.

Разумеется, эксперты ОДКБ отслеживают ситуацию по этой, так называемой, «ротации». Отмечено, что здесь сделана ставка на иностранных боевиков-террористов, возвращающихся в страны исхода или оседающие на территории других государств. Перед этим они, как правило, проходят обучение в лагерях исламистов, получают навыки подрывной и диверсионной работы, и, в конце концов, создают глубоко законспирированные ячейки. Тем самым, как говорится, автоматически усиливают боевой потенциал уже имеющихся террористических групп и структур.

Что касается зоны ответственности ОДКБ, то нам приходится уделять особое внимание ситуации, складывающейся в Афганистане. Дело в том, что этой исламской республики уже имеющиеся международные террористические организации активно пополняются террористами из Сирии. Их главная задача – создание, так называемого, «Исламского халифата Хорасан» с дальнейшим распространением его на соседние государства Центральной Азии. К сожалению, дело еще осложняется тем, что в рядах террористических организаций имеется немало граждан государств-членов ОДКБ. Соответственно, мы отдаем себе отчет в том, что угроза проведения террористических акций на территории наших государств при таком раскладе значительно возрастает.

Что же нам надлежит предпринять в этой ситуации, и что уже сделано?

Прежде всего, исходя из анализа обстановки, складывающейся на границе ОДКБ и Афганистана, главами государств на заседании Совета коллективной безопасности еще в октябре 2016 года было принято «решение о реализации дополнительных мер по противодействию международному терроризму и экстремизму, которые предусматривают ряд целенаправленных практических мероприятий организационного плана, а также в области политического, военного сотрудничества и дальнейшего развития силового антитеррористического потенциала ОДКБ».

Как следствие – Организация значительно повысила эффективность ежегодно проводимых региональных операций постоянного действия. Речь, в первую очередь, идет об операции «Канал» по борьбе с наркопреступностью, операции по пресечению незаконной миграции под кодовым названием «Нелегал», и «ПРОКСИ» – операции по противодействию преступлениям, совершаемым с применением информационных технологий.

Как результат – только за 2018 год в ходе этих операций изъято из незаконного оборота свыше 16 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также 407 единиц нарезного огнестрельного оружия, задержано 443 человека находящихся в международном розыске, возбуждено 30 уголовных дел по преступлениям террористической и экстремистской направленности, выявлено более 10 тысяч информационных ресурсов, распространяющих информацию в интересах террористических и экстремистских организаций.

Что еще? В рамках указанных «Дополнительных мер» в формате ОДКБ весной 2019 года проведена операция под условным наименованием «Наемник». Целью стало перекрытие каналов вербовки, въезда и выезда граждан государств-членов ОДКБ для участия в деятельности международных террористических организаций и нейтрализации их ресурсной базы в зоне ответственности ОДКБ.

Также, для решения контртеррористических задач в составе Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ сформированы и осуществляют интенсивную подготовку формирования сил специального назначения.

Совершенно очевидно, что проводимые с Коллективными силами учения «Рубеж», «Взаимодействие», «Нерушимое братство», а также специальные учения и операции являются серьезным сдерживающим фактором и демонстрацией ОДКБ намерений применить силу в случае необходимости.

Также хотелось бы сказать еще несколько слов о другом важном направлении предупредительной работы соответствующих структур ОДКБ. А именно – по анализу ситуации, складывающейся в афганских провинциях, граничащих с южными рубежами ОДКБ. Здесь отмечена не только активизация террористической деятельности, но и значительный рост наркопроизводства. Что говорить, когда по данным Управления ООН по наркотикам и преступности Афганистан остается одним из мировых лидеров по производству и экспортеру опиатов – сегодня за ним значится более 80% объема мирового этого страшного рынка.

А вот еще несколько цифр и фактов на этот счет. По имеющейся информации совокупный ежегодный доход международных террористических организаций в Афганистане составляет от 300 до 400 млн долл. При этом около 200 млн долл. бандиты получают от подпольного наркопроизводства. Только в провинциях Кундуз и Тахар, граничащих с Таджикистаном действует 48 крупных наркогруппировок, которые во взаимодействии с международными террористическими организациями занимаются контрабандными поставками на экспорт наркотиков в обмен на оружие и боеприпасы.

Стоит ли удивляться, что такого рода террористические структуры все решительнее заявляют о себе, расширяют ареал своей деятельности. Как следствие – давно стали привычными столкновения стражей порядка Афганистана с непримиримой вооруженной оппозицией, и террористической деятельностью движения талибов, боевиков афганского крыла ИГИЛ (Вилаят Хорасан) и других подобных организаций. Более того, по экспертным оценкам, интенсивность боевых действий в 2018 году возросла по сравнению с предыдущим годом почти на 40%. Начало 2019 года было отмечено очередной серией террористических актов, в том числе, в Кабуле, и повышением активности террористов в провинциях Кандагар, Фарьяб и Фарах.

И еще одно важное наблюдение. По данным соответствующих аналитических служб ОДКБ, в последнее время все чаще фиксируется активное смещение боевых действий в Афганистане в северные провинции – к границам Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана… Совершенно очевидно, что к концу 2018 года большая часть северных районов Афганистана оказалась в зоне нестабильности или постоянного контроля боевиков вооруженной оппозиции.

Но возросшая интенсивность боевых действий на границе с Таджикистаном – это полбеды. Здесь все большее беспокойство вызывает тот факт, что на протяжении последних двух лет на территории провинций Джаузджан и Сари-Пуль, расположенных совсем рядом с туркменской границей, по сути, формируется еще один террористический анклав, контролируемый ИГИЛ (запрещена в РФ). По мнению экспертного сообщества, здесь уже создана реальная угроза, как традиционных одиночных диверсионных террористических актов, так и открытого вторжения вооруженных отрядов террористов с установлением контроля над транснациональными криминальными сетями, связанными с контрабандой наркотиков, созданием бесперебойных каналов наркотрафика в страны СНГ.

Очевидно, что в условиях нестабильности ситуации в ИРА афганская тематика находиться на постоянной основе в повестке дня уставных органов ОДКБ. В этой связи представляется весьма важной ведущаяся в настоящее время в Организации разработка и реализация проектов Целевой межгосударственной программы ОДКБ по укреплению участков таджикско-афганской границы и «Перечня дополнительных мер», направленных на снижение напряженности в таджикско-афганском приграничье.

Кроме того, при Совете министров иностранных дел ОДКБ создана Рабочая группа по Афганистану, в рамках которой анализируется ситуация в стране, подготавливаются рекомендации, направленные на координацию усилий по обеспечению региональной безопасности.

Стоит заметить, что в заседаниях Рабочей группы активно принимают участия эксперты ООН, Международного Комитета Красного Креста, Секретариата ОБСЕ и региональных антитеррористических структур.

Несомненно, что все перечисленные меры, которые осуществляет ОДКБ оказывают определенный сдерживающий эффект на деятельность международных террористических организаций в зоне нашей ответственности.


Ключевые слова: ОДКБ Афганистан терроризм наркотрафик


Вернуться назад

Все новости